Закрыть рекламу ×
Главная » Для иностранцев » Обучение » Адаптация детей мигрантов: сложности и особенности процесса
Бесплатная консультация юриста по телефону: +74999384053 (МСК), +78124673954(СПБ)
Бесплатная консультация юриста по телефону: +74999384053 (МСК), +78124673954(СПБ)

Адаптация детей мигрантов: сложности и особенности процесса

 

Адаптация детей мигрантов – сложный многоуровневый процесс. На него влияет много разных факторов. Однако, прежде всего, следует найти корректный диагностический инструмент, который поможет найти подходящие учебные и культурные мероприятия, способствующие адаптации детей.

Адаптация детей мигрантов: насколько сложен этот процесс

Кого называют мигрантом

Мигрантом – лицо, которое меняет место жительство в одном государстве или переезжает в другое, а сам процесс называют миграцией. На сегодняшний день иностранные граждане мигрируют в Россию с целью получить статус беженца, временное убежище или проживать на территории РФ, согласно установленного порядка.

Причиной переселения чаще всего становятся сложные жизненные ситуации, ухудшение условий быта, угроза жизни и здоровью в родном регионе или стране. Однако очень часто в поисках счастья в другом государстве, мигранты получают еще большие проблемы: трудности с работой, жильем, отсутствие полноценных прав. Переселенец разочаровывается и замыкается в себе, что только ухудшает его положение.

Основная причина, мешающая интеграции в новое общество – проблема социокультурной адаптации. Ведь вместе с местом жительства мигранту предстоит изменить свои привычки, язык, мировоззрение, образ жизни. Особенно остро это переживают дети, которые чувствуют себя незащищенными, попадая в новую группу сверстников, взрослых людей.

Как может взаимодействовать мигрант и принимающая сторона

Повседневные бытовые взаимосвязи переселенцев и местного населения складываются в разных сферах жизнедеятельности: в трудовом или детском коллективе, по месту жительства, в общении. Первое время мигранты стараются держаться вместе и, возможно, не вступать в контакт коренными жителями. Такое поведение может иногда настораживать местное население, но следует понимать, что это – защитная реакция.

Чем больше будет возможности для взаимодействия, тем быстрее исчезнут культурные, этнические, языковые барьеры. Со стороны коренного населения требуется больше принятия, а со стороны переселенцев – открытости и желания идти на контакт.

Появление мигрантов создает новую ситуацию в месте проживания принимающего общества. Местные жители могут считать пришлых посягателями на их права, для реализации которых они же создали благоприятные условия. Серьезные трудности возникают тогда, когда принимающая сторона считает мигранта недостойным этих прав, потому что он ничего не вложил в условия их реализации.

Еще одна проблема взаимоотношений – фактор ксенофобии и мигрантофобии. Он возникает под влиянием установок и этнических стереотипов. Таким образом, местное население относится к мигрантам, как к угрозе социальной безопасности.

Причиной конфликтов часто становится попытка переселенцев утвердиться в статусе местных жителей.

Особенно остро стоит вопрос в той местности, где концентрация мигрантов достигает критической отметки. Разногласия могут возникать на религиозной, мировоззренческой, культурной почве.

На поведенческие модели переселенцев к местному населению влияет вариант социального статуса мигранта, степень его интегрированности в принимающее общество, этнический статус. Эти же факторы влияют и на отношение коренных жителей к пришлым.

Социальные и образовательные услуги для мигрантов: законное основание

Равные права и обязанности

Статья 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что иностранцы на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, прописанных в федеральном законе.

Для того чтобы воспользоваться своими правами в России, мигрант должен легализировать своё нахождение. Документы, подтверждающие законность пребывания на территории РФ, – миграционная карта, временная регистрация. «Легальный» мигрант имеет право на социальную поддержку, за которой можно обратиться государственные органы социальной защиты по месту регистрации. Там оказывают следующие виды услуг:

  • социально-бытовые (питание, одежда, обувь, предметы первой необходимости, организация досуга);
  • медицинские;
  • психологические;
  • педагогические (профилактика отклонений в поведении и развитии, оказание помощи в воспитании детей);
  • трудовые (содействие в трудоустройстве);
  • правовые (юридические услуги, в том числе и бесплатные).

В соответствии с Конституцией РФ на трудовых мигрантов распространяются положения об охране труда, специальные положения, которые касаются условий труда женщин и подростков, имеющих право на социальные пособия и отдых.

Согласно закону «Об образовании», дети иностранцев в РФ имеют право на школьное образование. Если родители ребенка желают, чтобы он обучался в российском общеобразовательном заведении, его примут в школу по месту жительства и регистрации. Однако семья должна иметь документы, разрешающие проживание и работу в России, это может быть патент, РВП или ВНЖ. Отметим, что в Москве и других городах РФ созданы специальные Центра помощи семье и детям, где можно пройти подготовку к поступлению в российскую общеобразовательную школу.

Что влияет на процесс адаптации

Можно выделить две группы факторов, которые оказывают влияние на продолжительность процесса адаптации ребенка: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые). К первой группе, прежде всего, относится возраст. Младшие школьники быстрее привыкают к новой среде, чем старшеклассники. Важную роль играет пол ребенка: мальчики легче переносят подобные перемены, чем девочки. Внутренним фактором преодоления культурного шока являются особенности личностных качеств детей мигрантов.

Одним из важных внешних факторов являются особенности культуры, к которой ранее относился маленький эмигрант. Например, ребенок – представитель большой страны адаптируется хуже, чем переселенец из других стран, потому что считает, что приспосабливаться должен не он, а другие. Влияет на процесс адаптации также условия, сложившиеся в стране пребывания: дружелюбное ли отношение местных жителей, готовы ли они оказать помощь, общаться.

Адаптационные проблемы: причины и пути решения

Проблемы детей мигрантов в РФ

Мигранты часто выполняют низкооплачиваемую работу. Отсутствие достаточного количества денежных средств приводит к тому, что семья не способна оплатить как собственное образование, так и образование детей. Опыт и знания, которые передают родители ребенку, в большинстве своем не соответствуют требованиям окружающей действительности, традициям культуры страны пребывания. Таким образом, нередко поведение детей мигрантов расходится с принятыми нормами, что вызывает негативную реакцию общества.

Взрослый человек является сформированной личностью, поэтому он может сохранить себя и при этом быть гибким, изменяться под влияние самых разных факторов. С детьми все намного сложнее.

Они находятся на стадии становления личности. На них влияет семья и общество, которое оказалось новым. Часто бывает, что семейные ценности вступают в противоречие с существующими в стране пребывания. Такое противоречие должно быть разрешено немедленно, иначе ребенок может сформироваться асоциальной личностью.

Рассматривая социально-педагогические проблемы детей мигрантов, важно отметить сложности отношений ребенка и учителя: проявление ксенофобии (отрицательное отношение к людям другой национальности) со стороны педагога. Кроме того, маленькие переселенцы сталкиваются еще с целым комплексом проблем: недостаточная развитость навыков общения, трудности в освоении школьной программы, сниженная самооценка.

Культурные различия в способах невербальной коммуникации нередко становятся причиной конфликтов между детьми разных национальностей.

Таким образом, у ребенка формируется представление об окружающем социуме, как об унижающем, отвергающим, что провоцирует возникновение межгрупповой враждебности.

Знания, которые ребенок черпает из семьи, – это первичная социализация. Однако в разрешение вышеописанных проблем ближайшее окружение помочь не может, потому что родители и сами не до конца знакомы с культурой, нормами и языком новой страны. Поэтому в этом случае ребенку может помочь именно принимающее общество. Педагоги должны научить детей мигрантов взаимодействию и сотрудничеству, прежде всего, в классном коллективе. Именно эти навыки помогут адаптироваться к новому обществу.

Специальные центры, изучающие образовательные проблемы детей мигрантов

Исследования адаптационных проблем детей мигрантов еще находятся на состоянии зарождения. Постепенно в России формируются центры изучения проблем образования и адаптации детей мигрантов и обучающих практик, которые применяются в учебных заведениях отдельных населенных пунктах РФ. Среди таких городов – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ульяновск, Сургут, Ставрополь и др. Уже реализовано несколько конкретных проектов, однако целостных исследований по данной теме пока нет.

Процесс приспособления к другой социокультурной среде

Учебные заведения являются главными агентами культурной социализации. Именно в детском саду и школе ребенок попадает в социум, где он учится сосуществовать с другими личностями, возможно, не такими как он. По этой причине на образование возлагается важная задача – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Поэтому очень важно, чтобы были выработаны четкие принципы обучения и воспитания детей мигрантов, основанные на:

  • признание и уважение общечеловеческих ценностей;
  • развитии национально-культурной идентичности;
  • обеспечении в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде;
  • поддержке индивидуальности детей мигрантов;
  • личностно-ориентированном подходе.

Социокультурная адаптация – это основная проблема, с которой сталкивается мигрант на новом месте. Это достаточно сложный и длительный процесс. Особенно актуальны данные проблемы для детей, потому что они в силу своего возраста остро воспринимают меняющиеся окружение созданных взрослыми условий. В процессе социокультурной адаптации маленьких переселенцев имеет значение:

  • овладение языком;
  • ценностные ориентации;
  • традиции и религиозные представления;
  • позитивное социальное самочувствие;
  • успешное сотрудничество с местным населением;
  • оптимизм и видение дальнейшей перспективы.

Адаптация к новым образовательным условиям

Адаптация детей к обучению в РФ

Время адаптационного процесса может занимать от года до четырех лет. Детям, которые пережили «культурный шок», не знают русского языка трудно стать полноценными участниками образовательного процесса. Сегодня в РФ существуют экспериментальные школы, специально работающие с учащимися-мигрантами, однако их мало.

В некоторых случаях в обычных общеобразовательных заведениях открывают классы коррекции, которые состоят полностью из детей мигрантов. Но отношение учителей к такому решению проблемы неоднозначное. Чаще всего учащиеся включаются в учебный процесс не с 1 класса, могут прийти в середине года и покинуть образовательное учреждение в любое время из-за изменения мест проживания.

Чтобы ребенок смог адаптироваться к новой для него условиям, он должен попасть в развивающую образовательную среду.

Важную роль в этом играет именно учитель, который должен овладеть арсеналом навыков, которые могут образовать нужную среду, и осуществлять опосредованное управление развитием и формирование личности маленького мигранта.

На процесс адаптации к новым образовательным условиям влияет микроклимат классного коллектива, позиция ребенка-мигранта в учебно-воспитательном процессе (активный субъект) и др. Поможет преодолеть трудности личные беседы учителя и иностранного ученика, работа в группе, знакомство класса с традициями одноклассника-мигранта.

Приспособление к другому языку

Обучение русскому языку считается главным способом интеграции иностранцев в российскую среду. По этой причине некоторые учебные заведения в Москве имеют так называемый «этнокультурный уклон» и рассчитаны на учеников из других стран. В таких школах организованы ШРЯ (школы русского языка) – годичные курсы, после которых иностранный ребенок, до этого не знавший русский, сможет учиться по обычной общеобразовательной программе.

Детей делят на четыре группы по возрастам – 6-7, 8-9, 10-12 и 13-14 лет. Основные предметы – грамматика, фонетика и языковая практика. Также в первой половине дня еще добавляются уроки труда и физкультуры. Домашние задания юные студенты также делают в школе во второй половине дня. Поскольку дома ребенку вряд ли смогут помочь родители, эту миссия возлагается на плечи педагогов.

Интересно, что совместно с учащимися школы дети-мигранты занимаются в различных кружках – спортивных, музыкальных, художественных. Во втором полугодии еще добавляется программа «Обычаи и традиции русского народа», русская история, география.

По завершению ШРЯ для каждого ученика разрабатываются рекомендации для обучения в общеобразовательной школе. Однако очень важно, что и в дальнейшем продолжалось психолого-педагогическое сопровождение детей мигрантов. 70% маленьких иностранцев продолжают обучаться в том же учебном заведении, при котором функционирует ШРЯ.

Отметим, что на такие курсы берут детей до 14 лет. Для тех, кто старше, есть вечерние школы русского языка.

Адаптационные мероприятия в образовательных заведениях России

Занятия по изучению русского языка

Целью адаптационных мероприятий является создание условий для эффективной интеграции детей мигрантов. Основные задачи:

  • сохранность психического здоровья;
  • обеспечение успешности вхождения в инокультурную среду;
  • формирование толерантности к обществу, в котором происходит социализация.

Для решение вышеуказанных задач проводятся следующие мероприятия:

  1. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).
  2. Индивидуально-групповые занятия по изучению русского языка.
  3. Выявление интересов и талантов ребенка, с целью вовлечения во внеурочную деятельность.
  4. Диагностика личностной сферы, на основании которой составляется психолого-педагогическая характеристика детей мигрантов.
  5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении.
  6. Тренинги, направленные на сплочение коллектива.
  7. Занятия по коррекции межличностных отношений.
  8. Привлечение юных переселенцев к участию в классных и школьных мероприятиях.

Родителям-мигрантам следует всячески содействовать процессу адаптации своих детей на новом месте жительства, понимая, что их чаду намного сложнее, чем им. По возможности необходимо найти квалифицированного консультанта, с которым можно будет советоваться относительно процесса аккультурации ребенка.

После переезда нужно найти возможности включить в круг общения детей как «своих», так и новых знакомых. Именно надежные друзья из принимающей среды – показатель успешной адаптации. Родители должны акцентировать внимание только на мирных способах решения любых конфликтов и подчеркивать, что конфронтация вредна для обеих сторон.

Семья, переезжающая с подростком, должна учитывать, что в этом возрасте такая смена места жительства, обстановки, круга сверстников нанесет травму ребенку.

По этой причине, нужно будет уделять особое внимание признакам, как успеха, так и стресса подростка. Если вокруг ребенка начали складываться ситуации дискриминации, важно обсуждать их в семейном кругу, возможно, иногда прибегать к помощи специалиста. Также взрослым следует понимать, что некоторые национальные качества в новом обществе могут быть изменены или утрачены. А главное помнить, что детей мы воспитываем не для прошлого, а для будущего.

В заключение

Адаптация иностранцев в России, как и в других странах, – процесс сложный и неоднозначный. Особенно остро это переживают дети. Еще не состоявшиеся личности оказываются между традициями, обычаями своего народа и культурой нового принимающего общества. Усложняет процесс аккультурации еще и незнание языка. Попадая в классный коллектив, такие дети очень часто оказываются «на голову ниже» своих сверстников интеллектуально.

Помогать переселенцу нужно комплексно. Поэтому в этом должны быть задействованы и психологи, и педагоги. Немалая часть ответственности за процесс адаптации лежит и на родителях. В российских учебных заведениях сегодня уже функционируют специальные языковые курсы, открываются экспериментальные классы. Кроме того, в городах РФ работают Центры, оказывающие разностороннюю помощь семьям мигрантам.

Поделитесь материалом в соц сетях:

Ваш комментарий:

*

*

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
Закрыть

Задать вопрос