Закрыть рекламу ×
Главная » Для иностранцев » Проживание в РФ » Реадмиссия: что это, когда и к кому применяется
Бесплатная консультация юриста по телефону: +74999384053 (МСК), +78124673954(СПБ)
Бесплатная консультация юриста по телефону: +74999384053 (МСК), +78124673954(СПБ)

Реадмиссия: что это, когда и к кому применяется

 

Миграционная ситуация остается напряженной по всему миру. Нелегальные мигранты готовы тратить десятки тысяч долларов и рисковать жизнью, лишь бы добраться до более благополучных стран. Государства, наоборот, ищут все более эффективные инструменты борьбы с нелегальной миграцией и нелегалами. Одним из таких инструментов является реадмиссия. Сегодня мы подробно разберемся, что собой представляет этот миграционный инструмент, в отношении кого и в каком порядке он применяется, и ответим на множество других вопросов.

Что такое реадмиссия

Общая информация

Внешняя нежелательная миграция является межгосударственной проблемой. Страны исхода ежедневно наводняют внешние границы Российской Федерации и других стран тысячами нелегалов, ищущих лучшей жизни. Потому проблемы нелегальной миграции могут быть решены лишь совместными усилиями заинтересованных государств. Одним из инструментов решения таких проблем является реадмиссия.

Реадмиссия – это один из вариантов высылки нелегалов, в этом случае обязательства по их принятию возлагаются на государство, с территории которого они нелегально прибыли в страну высылки.

Если рассматривать реадмиссию с точки зрения принимающей стороны, то это согласие государства принять нелегала обратно на свою территорию, с которой он в незаконном порядке попал на территорию высылающей страны.  Простыми словами, реадмиссия – это право одного государства выслать нелегала на территорию приграничной страны его незаконного въезда,  которая обязана, в свою очередь, его принять.

С какими странами подписано соглашение о реадмиссииПри применении реадмиссии гражданство нелегала не всегда имеет значение. Как правило, он может быть направлен лишь в ту страну, из которой он прибыл, – соответственно, принимающая сторона должна его принять независимо от гражданской принадлежности. Так как это невозможно выполнить без взаимодействия государств, правовое регулирование этого процесса осуществляется в соответствии с международными договорами. Подписание таких договоренностей – приоритет миграционной политики множества стран, в том числе России, ЕС, США.

Параллельно понятие, процесс и содержание реадмиссии урегулированы и внутренним законодательством. Этому, в частности, посвящена глава 5.1  Федерального закона от 25.07.2002 ФЗ №-115 «О правовом положении иностранцев в РФ» (далее – ФЗ № 115). В ней, в частности, подробно описана процедура высылки, применяемые в ее рамках другие процедуры, возможности приостановления и прекращения и другие особенности. Но о них позже.

Важно понимать, что с правовой точки зрения реадмиссия не является мерой ответственности за нелегальное пребывание на территории страны. Это качественно отличает ее от депортации или, например, выдворения.

Отличия реадмиссии от депортации и выдворения

На первый взгляд, административное выдворение, депортация и реадмиссия представляются понятиями одного порядка. Но это не так, и вот почему:

  1. Выдворение – мера административной ответственности, назначается, как правило, судом, может быть обжалована и предполагает запрет на дальнейший въезд. Реадмиссия же проводится во внесудебном порядке и не предполагает обжалования.
  2. Депортация применяется в отношении лиц, которые имели, но утратили законные основания для пребывания на территории страны. Реадмиссия же предполагает, что у иностранного гражданина изначально не было оснований для законного пребывания.
  3. Депортация и выдворение – категории исключительной компетенции национального законодательства, в отличие от реадмиссии, решение по которой принимается на межгосударственном уровне.
  4. Еще одно отличие депортации от реадмиссии заключается в принимающей стороне. В первой процедуре высылка осуществляется в страну гражданства. Реадмиссовать же, как правило, можно лишь туда, откуда лицо приехало, хотя возможны и исключения.

Причины и основания применения реадмиссии

Внедрение реадмиссии и ее распространение как инструмента межгосударственной миграционной политики обусловлено рядом причин:

  • изначальной предпосылкой возникновения такого института стало стремление государств к организации процесса выявления и принудительного возвращения нелегалов в страны их постоянного проживания таким способом, чтобы обеспечить соблюдение основополагающих прав человека. Межгосударственное регулирование – гарантия их соблюдения;
  • позже, по мере ухудшения ситуации с миграцией в мире, она стала инструментом реализации национального миграционного законодательства и непосредственно защиты границ цивилизованных стран. Наиболее активное распространение она получила среди европейских стран, которые в настоящее время больше всех страдают от нелегальной миграции;
  • параллельно реадмиссию можно рассматривать как инструмент принуждения государства к более жесткому контролю своих границ. Например, соглашение об упрощенном порядке транзита в Калининградскую область было достигнуто между Литвой и Россией только после заключения соглашения о реадмиссии.

Что касается оснований применения этого инструмента, то они обычно оговариваются условиями двустороннего или международного договора. Формулировки в разных документах могут отличаться, но суть обычно одна и та же: реадмиссии подлежат лица, которые не соответствуют или перестали соответствовать правилам въезда из страны, условиям временного пребывания или проживания, установленным законодательством страны их въезда/пребывания/проживания.

В какие страны допустимо принудительное возвращение

В каких странах существует реадмиссияМеждународное законодательство позволяет принудительно возвращать мигрантов лишь в те страны, с которыми высылающая сторона имеет соответствующее соглашение. Без него процесс реадмиссии невозможен даже теоретически, при этом считается, что реадмиссовать мигранта можно лишь в ту страну, из которой он приехал в Россию. И это правильно лишь отчасти. Дело в том, что возможность возвращения иностранца в ту или иную страну оговаривается содержанием межгосударственного договора.

Анализ подписанных РФ соглашений позволяет нам сделать вывод, что принудительное возвращение из РФ осуществляется в страну:

  • из которой иностранец въехал в Россию, имея при этом на момент въезда действительную визу этого государства;
  • из которой иностранец въехал в Россию незаконно, независимо от наличия у него разрешительных документов на пребывание/проживание в этой стране на момент въезда;
  • в которой иностранец имеет вид на жительство или иной разрешительный документ для постоянного проживания или же гражданство, даже если он попал в Россию не из этой страны.

Таким образом, страна, из которой мигрант прибыл незаконно, – лишь один из вариантов, куда российские пограничные службы могут вернуть иностранца. Конечный выбор страны-адресата остается за ними и зависит от конкретной ситуации. При этом наличие документальных доказательств возможности высылки в конкретную страну является обязательным. Но и существование межгосударственного соглашения с конкретным государством остается при этом главным условием реадмиссии.

Межгосударственные соглашения о реадмиссиии

Межгосударственные соглашения о реадмиссии, подписанные Россией, являются единственным основанием, по которому допустимо принудительное возвращение иностранца в этом порядке. Параллельно они являются единственным источником межгосударственного правового регулирования взаимоотношений в этой сфере.

Такими соглашениями устанавливаются:

  • взаимные обязательства стран друг перед другом в рамках реадмиссии;
  • порядок предоставления доказательств наличия основания для принудительного возвращения, в частности порядок представления документов;
  • порядок и сроки подачи соответствующих ходатайств, сроки предоставления решения по ним, в том числе по упрощенной процедуре;
  • порядок отклонения ходатайств;
  • условия передачи и виды транспорта, порядок и процедура транзита, порядок несения расходов по реадмиссии, порядок разрешения межгосударственных споров и так далее.

Для наиболее полного урегулирования вопросов, связанных с реализацией подписанных договоров, страны также подписывают исполнительный протокол к соглашению о реадмиссии.

Такой протокол, как правило, содержит:

  • перечень органов и служб от каждой из стран, компетентных рассматривать вопросы реадмиссии;
  • полный перечень документов, доказывающих наличие оснований для возвращения гражданина;
  • необходимость и порядок проведения собеседования с иностранцем;
  • перечень данных в запросе на возврат иностранца;
  • сопровождающие лица, порядок прохождения реадмиссии, язык, порядок несения расходов и прочие вопросы.

Еще раз напоминаем, что указанные соглашения и протоколы к ним являются основным источником правового регулирования отношений по принудительному возврату граждан. И именно они могут устанавливать те или иные особенности.

Страны, с которыми подписаны соглашения

Перечень стран, с которыми Российская Федерация заключила соответствующие дву- или многосторонние соглашения о реадмиссии, представлен в таблице ниже.

ГосударствоДата подписанияИсполнительный протоколДействие
Армения20.08.2010 Вступил в силу 31.05.2011+
Белоруссия15.11.2013Вступил в силу 01.09.2014+
Босния и Герцеговина22.06.2015Вступил в силу 14.04.2016+
Вьетнам27.10.2008Вступил в силу 20.05.2009+
Казахстан07.06.2012Вступил в силу 25.09.2015+
Киргизия11.10.2012Вступил в силу 31.08.2013+
Монголия03.09.2014Вступил в силу 14.11.2014+
Сербия16.10.2014Вступил в силу 01.04.2015+
ТаджикистанНе подписано, в соответствии с распоряжением Правительства № 1829-р от 16.09.2015  проводятся переговоры--
Турция18.01.2011Вступил в силу 16.04.2011+
Узбекистан15.04.2013Вступил в силу 08.08.2014+
Украина22.10.2012Вступил в силу 08.08.2013+
Европейский союз25.05.2006-+
Лихтенштейн20.12.2012Вступил в силу 01.04.2015+

Обращаем внимание, что каждое из указанных соглашений имеет свои особенности. Например, Соглашение о реадмиссии между Росссией и ЕС предполагает, что соответствующие исполнительные протоколы принимаются РФ не с самим Союзом, а с каждой страной Евросоюза отдельно. Такие протоколы в частности подписаны между Россией и Швецией, Нидерландами, Мальтой, Австрией, Финляндией, Словацкой Республикой, Францией, Бельгией, Польшей и другими странами.

Есть и другие яркие примеры. В частности, международный договор о реадмиссии между Казахстаном и Россией, согласно которому страны соглашаются на взаимный принудительный возврат не только лиц, которые въехали на территорию стран-подписантов незаконно либо имеют в них право на проживание/пребывание, но и граждан этих стран. Например, если гражданин Казахстана приехал в Россию для натурализации из страны, с которой у РФ нет соглашения, и основания для его пребывания были аннулированы, РФ может запросить его возврат в Казахстан.

В некоторых случаях возможность реализации соглашения определяется отношениями между странами. Например, новый договор между РФ и Украиной действует с 2013 года, однако в силу сложившейся в регионе обстановки и отношений между государствами выполнение достигнутых соглашений крайне затруднительно.

Почему страны не хотят подписывать договоры о реадмиссии

Подписание реадмиссионных соглашений – приоритет лишь для развитых стран, которые стремятся ликвидировать или хотя бы минимизировать нелегальные миграционные потоки. Другие же страны, наоборот, стремятся избежать такого подписания, как правило, это страны исхода нелегалов. Например, несмотря на длительные переговоры, на момент подготовки публикации до сих пор не подписан договор с Таджикистаном. Связано это с массовостью миграционных потоков между странами, ведь большинство депортированных из РФ – таджики.

Второй важный момент – транзит. Страны, через которые пролегают крупные миграционные потоки на пути в более благополучные государства, отказываются принимать таких мигрантов на свою территорию. Впрочем, отказ их принимать может быть предусмотрен и соглашением.

Процедура реадмиссии

Как уже сказано, конкретный порядок осуществления процедуры реадмиссии иностранного гражданина и лица без гражданства с территории РФ регулируется не только международными договорами, но и внутренним законодательством.

Так, в соответствии со ст. 32.2 ФЗ № 115 процедура включает следующие этапы и действия:

  1. Выявление лица, подлежащего реадмиссии. Такими полномочиями наделено лишь ГУВМ МВД (бывшая ФМС) и его территориальные органы на местах.
  2. Принятие решения по принудительному возвращению иностранца. В соответствии с приказом от 17.02.2017 МВД № 75, такое решение принимает лишь министр МВД, его заместители, начальник ГУВМ МВД и его заместители, министр МВД субъекта Федерации и его заместители, а также начальник УВМ УМВД в субъекте и его заместители.
  3. Подача в иностранное государство ходатайства о реадмиссии, получение ответа по нему.
  4. При необходимости – помещение иностранного гражданина в специализированное учреждение, где он может находиться без решения суда лишь на протяжении 8 часов, если больше – только по решению суда.
  5. Согласование вопроса передачи иностранца с пограничными органами.
  6. При необходимости – согласование транзита иммигранта через территорию третьей страны.
  7. Непосредственно передача через границу в место назначения и прием лица пограничниками второй стороны.

Обращаем внимание, что законодательство позволяет как обычную, так и ускоренную процедуру возвращения, но она должна быть предусмотрена международным договором. Это позволяет сократить сроки рассмотрения ходатайства, как правило, с обычных 30 суток до 2. Согласно п. 1.1 ст. 32.2 ФЗ № 115, ускоренная процедура применяется в случаях, когда человек задержан пограничниками в приграничной территории.

Особенности реадмиссии детей

Реадмиссия детейРоссийское законодательство в отношении несовершеннолетних и ряд международных правовых актов (в частности, Конвенция о правах ребенка) определяют некоторые особенности процедуры принудительного возвращения в отношении детей:

  • во-первых, процедура реадмиссии для несовершеннолетних не может предусматривать их содержание в специализированном учреждении без сопровождения – их можно поместить туда лишь с законными представителями;
  • во-вторых, передавать ребенка без сопровождения в другую страну можно лишь его родителям или иным законным представителям;
  • в-третьих, при принятии решений учитывается правовое положение несовершеннолетних мигрантов, часто не позволяющее реадмиссовать их. А если нельзя вернуть ребенка, высылка его родителей также недопустима – высылать необходимо лишь всю семью вместе.

Отсрочка или прекращение процедуры

В соответствии со ст. 32.4 ФЗ № 115, процедура реадмиссии может быть отсрочена, если:

  • подлежащий высылке мигрант имеет заболевание, которое в случае высылки повлечет угрозу для жизни и здоровья окружающих;
  • у подлежащего высылке мигранта имеется в РФ тяжело болеющий близкий родственник, в том числе в случае его смерти;
  • мигрант подал ходатайство о предоставлении статуса беженца;
  • мигрант участвует в досудебном следствии или судебном процессе или осужден к лишению свободы;
  • возникла чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие или иные обстоятельства непреодолимой силы.

В свою очередь, прекращение процедуры возможно лишь в случае смерти мигранта, признания его умершим или пропавшим без вести, предоставления ему гуманитарного статуса или же его добровольного выезда.

Заключение

Реадмиссия – процедура принудительного возвращения иностранца в страну его пребывания / проживания / нелегального въезда в случае, если основания для его нахождения в России не действуют. Процедура применяется лишь на основании заключенных Россией международных соглашений, которыми и регулируются правила ее применения.

На сегодня у РФ действует 13 таких соглашений. Решение о реадмиссии принимается миграционными органами, а его реализация – при участии Пограничной службы. В исключительных случаях эта процедура может быть приостановлена по ходатайству иностранца.

Поделитесь материалом в соц сетях:

Ваш комментарий:

*

*

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

закрыть рекламу x
закрыть рекламу x
Закрыть

Задать вопрос