Долгое время контролируемые иностранные компании (КИК) создавались и использовались в России для минимизации налогов их учредителей. Используемая правовая конструкция применялась и применяется по всему миру, подаваясь под соусом налоговой оптимизации. Эти действия наносят огромный ущерб бюджету – сумма недополученных налоговых взносов в одной только РФ исчисляется десятками миллиардов долларов. В целях борьбы с «уклонистами» налоговое законодательство официально пополнилось целой главой, посвященной КИК. Сегодня о них мы поговорим подробнее.
Что такое КИК
Предприятия за пределами страны налогового резидентства бенефициара уже давно создаются по всему миру, и Россия не исключение. Они являются удобным инструментом для ведения дел в международном формате, открытия конфиденциальных банковских счетов, и, конечно же, минимизации налогов – почти всегда такие компании тесно связаны с офшорными зонами.
Но с 2015 года они официально и довольно жестко регулируются и российским законодательством. Согласно ст. 25.13 НК, контролируемая иностранная компания (КИК) – это предприятие, которое является нерезидентом России, но при этом создана или действует при участии компании или физического лица, являющихся резидентами РФ.
Все довольно просто, например: компания Pupkin&Co.inc создана на Кипре и является ее резидентом. Но при этом в число ее учредителей входит гражданин России, постоянно проживающий в Москве, или акционерное общество с питерской пропиской. Такая правовая конструкция позволяла истинным владельцам предприятия использовать его в качестве «кошелька», переводя на него российские активы и уплачивая с них минимальные «офшорные» налоги. Естественно, ФНС такой информацией не располагала.
Что такое «КИК» без образования юрлица
Для охвата всех возможных нарушений, в качестве КИК п. 2 ст. 25.13 Налоговый кодекс РФ признает не только иностранные предприятия, но и организации, созданные без образования юридического лица, но также находящиеся под контролем российских резидентов.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК, КИК без образования юридического лица признается фонд, траст, товарищество или иная форма коллективной организации инвесторов на территории иностранного государства, если местное законодательство позволяет ей заниматься коммерческой деятельностью без образования юрлица, в том числе на территории другого государства, например РФ.
Так, если зарегистрированный на территории Британских Виргинских островов траст был создан или включает в число участников россиян, постоянно проживающих в РФ, или российскую компанию, такой траст – КИК. При этом огромное значение имеет размер доли такого россиянина (компании), но об этом позже.
Место фактического управления КИК
Место фактического управления иностранной структурой по факту является одним из главных критериев признания или непризнания такой организации в качестве КИК. Так, если место ее управления расположено на территории РФ, организация признается российским налогоплательщиком.
Согласно п. 2 ст. 246 НК РФ, местом фактического контроля иностранной компании признается Россия, если:
- орган такого контроля осуществляет свои исполнительные функции с территории России в объеме, большем, чем с территории какой-либо другой страны;
- лица, являющиеся руководителями иностранной компании и полномочные управлять, контролировать и нести ответственность за ее деятельность, осуществляют свои функции преимущественно с территории РФ.
При этом принятие решений собранием акционеров, подготовка к заседанию собрания директоров или осуществление россиянином (российской компанией) планирования деятельности иностранной структуры, если они являются взаимозависимыми лицами, само по себе не признается управлением.
Согласно п. 5 ст. 246 НК РФ, ключевыми признаками управления с территории РФ является:
- ведения управленческого или бухучета;
- ведение всей необходимой документации;
- построение кадровой политики и оперативное управление кадрами.
Что понимается под осуществлением контроля
Отдельный вопрос, что понимать под осуществлением контролирующих функций. Контролируемые иностранные компании и контролируемые лица, согласно п. п. 7, 8 ст. 25.13 НК, в первую очередь связаны возможностью влиять на использование дохода КИК:
- контролем над иностранной организацией признается наличие (в силу участия в такой организации, участия в договоре управления или иных особенностей взаимоотношений) возможности влиять на принятие решений, связанных с разделом прибыли предприятия;
- контролем над КИК без образования юрлица признается факт или возможность оказания влияния на решения лиц, управляющих активами КИК, в отношении раздела прибыли после уплаты налогов в соответствии с законодательством страны регистрации и уставными документами.
Таким образом, влияние на вопросы, не связанные с разделом прибыли, нельзя рассматривать как контролирующие полномочия. Поэтому наличие у российских резидентов влияния на организации без возможности участия в распределении доходов еще не делает такие организации КИК.
Кто контролирует КИК
Лицами, которые контролируют иностранные компании, налоговое законодательство (п. 3 ст. 25.13 НК) признает налоговых резидентов РФ, которые:
- владеют долей в уставном капитале такой компании, размер которой не менее 25%;
- владеют долей в уставном капитале, размер которой составляет не менее 10% (для физлиц – совместно с супругами и детьми), при условии, что другие российские резиденты совокупно владеют долей, размер которой больше 50% уставного капитала.
Степень их участия в уставном капитале определяется по правилам, предусмотренным ст. 105.2 НК РФ.
Степень участия организаций в КИК определяется совокупной суммой прямого и косвенного участия, а степень участия физлиц – самостоятельным и совокупным участием с супругами и детьми.
Если такое участие реализовано через участие в российской компании, лицо не рассматривается как осуществляющее контролирующие функции.
Более того, контролирующим считается лицо, которое не имеет долей в уставном капитале, но имеет контролирующие полномочия и осуществляет их в свою пользу или пользу членов семьи.
Уведомление в ФНС: кто, когда, зачем
С 2015 года в России закончилась «амнистия капитала», и с тех пор государство плотно взялось за деофшоризацию российского бизнеса. Этот процесс набрал обороты в 2017 году – власти РФ желают быть в курсе, если российские резиденты связаны с КИК.
Теперь налоговое законодательство обязывает всех налогоплательщиков, имеющих налоговое резидентство в России, уведомлять налоговую службу об имеющихся отношениях с КИК.
Согласно ст. 25.14 НК РФ, резиденты обязаны направлять уведомление в ФНС:
- о долевом участия в зарубежной компании, в том числе в случае учреждения такой компании или организации, не являющейся юридическим лицом;
- о КИК, если такие резиденты входят в число лиц, обладающих контролирующими функциями в отношении такой организации и правом на доход в них.
Уведомления направляются в налоговые органы по месту регистрации юрлица или месту проживания физлица, направляющих такое уведомление. Несмотря на схожесть понятий, каждое из них имеет свою форму, порядок предоставления и особенности, потому предлагаем остановиться на них подробнее.
Уведомление в ФНС о КИК
Уведомление о контролируемых иностранных компаниях подается в налоговый орган в случаях возникновения у юридического или физлица прямого или косвенного контроля над компанией, в частности, над распределением ее прибыли.
Уведомление подается контролирующим субъектом по форме КНД 1120416, утвержденной приказом ФНС № ММВ-7-13-679@ от 136.12.2016. Форма впервые стала применяться с 2017 года.
Согласно п. 6 ст. 25.14 НК, в таком уведомлении указываются:
- отчетный период;
- наименование и регистрационный номер КИК, коды налогоплательщика и адрес фактической регистрации в стране происхождения;
- форма организации без образования юрлиц, дата учреждения, идентификатор в государстве учреждения;
- последний день подачи финансовых отчетов в стране происхождения;
- дата проведения финансового аудита, если он является в этой стране для такой организации обязательным либо был проведен добровольно;
- размер доли резидента РФ в КИК или обнародование последовательности участия, если оно является косвенным;
- доказательства наличия контроля над КИК;
- при наличии – описание оснований, дающих право на освобождение от налогов.
Закон позволяет заполнять форму рукописным или машинописным способом. Как и любая другая отчетность, форма КНД 1120416 заполняется без ошибок и исправлений, распечатывается исключительно односторонней печатью, а поля заполняются в соответствии с наличием соответствующих знакомест.
При заполнении всегда используются заглавные печатные символы, использование прописных букв и цифр запрещено. Если поле остается пустым или у него остались незаполненные знакоместа, они заполняются прочерками (данное правило не распространяется на случаи подачи уведомления в электронной форме).
Обращаем внимание, что форма уведомления содержит 10 страниц, и каждая из них имеет свои правила заполнения, установленные приложением № 2 к приказу ФНС № ММВ-7-13-679.
Уведомление ФНС об участии в зарубежных компаниях
Обязанность подавать в ФНС уведомление об участии в зарубежных коммерческих структурах (если доля такого участия превышает 10% в уставном капитале) возникает в случаях:
- регистрации такой компании, где резидент РФ входит в число учредителей или покупки им акций такой компании (прямого, косвенного или участия номинальных лиц);
- изменения размера такой доли или порядка участия в уставном капитале;
- прекращения участия, в том числе продажи активов или ликвидации самого предприятия.
Резиденты-владельцы долей в участии КИК уведомляют ФНС по форме КНД1120411, утв. приказом ФНС № ММВ-7-14/177@ от 24.04.2015. Согласно п. 5 ст. 25.14 НК, такая форма будет содержать следующую информацию:
- дата регистрации КИК или покупки доли/изменения размера доли/выхода из участников, а также полное наименование организации;
- регистрационные сведения, ИНН или иной идентификатор налогоплательщика, форма организации, реквизиты учредительных документов;
- доля в уставном капитале (при прямом участии) или схема косвенного владения такой долей;
- сведения о том, наделен ли резидент, подающий уведомление, контролирующими полномочиями в отношении КИК.
Как и в рассмотренном выше случае, форма заполняется рукописным способом или машинописным. Ошибки, исправления, двусторонняя печать запрещены. Используются только печатные символы: для одного знакоместа используется лишь один знак, для одного показателя – лишь одно поле. Все незаполненные поля и знакоместа обозначаются прочерком.
Срок и порядок уведомления ФНС
В зависимости от формы уведомления ФНС разнятся сроки, в которые резидент должен исполнить эту обязанность. Так, согласно п. п. 2, 3 ст. 25.14 НК, уведомление о связи с КИК подается:
- об участии в КИК – в течение 3-месячного срока с момента регистрации компании, покупки в ней доли, изменения размера такой доли или возникновения иных оснований для уведомления;
- до 1 марта следующего года, если на 31 декабря текущего года лицо обретает российское резидентство и до этого стало обладателем доли в КИК;
- не позднее 20 марта года, идущего за периодом, в котором резидент-контролирующее лицо учитывает доходы КИК при собственном налогообложении.
Формы направляются в налоговые службы по месту регистрации или проживания уведомителей. По умолчанию предусмотрена электронная подача (для юридических лиц она обязательна), но для граждан предусмотрена также и возможность направления форм в бумажном виде.
Изначально лицо, приобретшее доли в офшоре или иной зарубежной организации, подает в налоговую службу уведомление об участии. После того ежегодно отчитывается о доходах, которые получает в силу такого участия, направляя уведомление о КИК.
Случаи, когда ФНС не уведомляется
Правоприменительная практика рассматривает лишь два возможных случая, когда резидент, владеющий и контролирующий перераспределение прибыли в зарубежной организации, может не уведомлять об этом налоговиков:
- когда прямое или косвенное участие в таких организациях реализовано через российские компании;
- когда размер доли составляет менее 10% от общего уставного капитала.
Контролируемые контракты с КИК
В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ, сделки между взаимозависимыми субъектами хозяйствования признаются контролируемыми. К таковым закон приравнивает в том числе сделки, где одной из сторон выступает компания, зарегистрированная в государстве, которое, согласно приказу Минфина № 108н от 13.11.2007, внесено в перечень территорий с льготным режимом налогообложения.
Проще говоря, внесено в список оффшоров. Всего такой список включает 42 государства, и если в контракте участвует компания из одного из них – сделка будет контролируемой.
Что это значит? Во-первых, согласно ст. 105.16 НК, налогоплательщики обязаны уведомлять ФНС до 20 мая следующего года по месту регистрации/жительства о сделках, совершенных с такими компаниями. В таком уведомлении сообщается о предмете договора, о ее участниках, о сумме доходов/расходов.
Во-вторых, налоговые органы, руководствуясь ст. 105.15 НК РФ, могут запросить необходимую информацию для контроля. Запрашиваемая документация в том числе должна содержать:
- информацию о налогоплательщике, о лицах, с которыми подписан контракт, об их функциях, использованном капитале, учтенных резидентом коммерческих рисках заключения таких сделок;
- метод определения суммы дохода, который подлежит налогообложению, в том числе обоснование суммы заключенной сделки;
- другую информацию, запрошенную ФНС и предусмотренную НК.
Контролируемые сделки – это сделки, осуществляемые под контролем государства в целях объективного налогообложения. Если по результатам проверки будет выявлен факт занижения налоговой базы, она может быть скорректирована.
Особенности налогообложения КИК
Иностранные компании, находящиеся под контролем российских резидентов, в силу того, что являются взаимозависимыми, обладают некоторыми особенностями при налогообложении. Особенности касаются порядка учета прибыли, порядка ее определения, определения ее размера, уменьшения налогооблагаемой базы, освобождения от налогообложения.
На каждом из столь важных вопросов, а также на нормах НК РФ о контролируемых иностранных компаниях предлагаем остановиться подробнее.
Учет доходов при определении прибыли КИК
Правила, по которым осуществляется учет прибыли иностранной организации, оговорены ст. 25.15 НК. Согласно им, порядок определения прибыли предусмотрен положениями ст. 309.1 НК, где в качестве налогооблагаемых доходов может восприниматься вся сумма полученной прибыли от пассивной и активной деятельности иностранной организации, в том числе:
- дивидендов;
- иных доходов, полученных в результате распределения прибыли;
- процентных платежей по выданным займам;
- доходов от патентов, товарных знаков, чертежей и иных результатов интеллектуального труда;
- доходов от перепродажи частей уставного капитала, передачи прав на долю, от продажи недвижимого и аренды любого другого имущества;
- прибыли от оказания консультативных, экономико-правовых, аудиторских и других оплачиваемых услуг;
- доходов по договорам подряда в части обеспечения рабочей силой;
- доходов по контрактам о реализации продукции и иные формы активной прибыли.
При этом, согласно вышеуказанным статьям, при расчете прибыли не учитываются:
- распределенная между участниками КИК прибыль, полученная от российской компании, если субъект, под контролем которого находится КИК, имеет право на такие доходы;
- имущество и имущественные права, являющиеся вкладом учредителя или членов его семьи;
- доходы в виде сумм от переоценки и снижения стоимости долей в уставном капитале;
- доходы дочерних компаний, отображенных в финотчетности КИК.
Как определяется размер прибыли
База налогообложения определяется отдельно для каждой зарубежной фирмы, находящейся под контролем резидента РФ. Размер их дохода, согласно ст. 309.1 НК РФ, может быть определен двумя способами:
- По показателям финотчетности, поданной зарубежной фирмой в соответствии с законодательством в стране ее регистрации;
- В соответствии с правилами, применяемыми по налогу на прибыль организаций, – для резидентов РФ-юридических лиц.
Определение размера прибыли допускается при условии соблюдения одного из нижеописанных условий, в том числе:
- если КИК зарегистрирована в стране, которая имеет соответствующий договор с РФ и обменивается с ней информацией в целях налогообложения;
- если финансовая отчетность КИК прошла аудиторскую проверку, по результатам которой было установлено положительное мнение аудиторов.
При этом обязательно должны быть соблюдены требования:
- об использовании неконсолидированной финотчетности, которая установлена как обязательная законодательством страны регистрации компании;
- об использовании финотчетности по международным стандартам с проведением соответствующего аудита, если ее аудит не предусмотрен законодательством страны регистрации.
Если условия для определения величины налога по финотчетности не выполнены или налогоплательщик самостоятельно принимает такое решение, размер прибыли рассчитывается по правилам, установленным главой 25 НК РФ – для расчета налога на прибыль для юрлиц.
Когда такое решение принято самостоятельно, расчет прибыли, по правилам главы 25, осуществляется на протяжении минимум пяти отчетных периодов. Более того, если контролирующим лицом является налогоплательщик-физлицо, он вправе выбирать вышеописанный порядок определения прибыли при условии, что КИК будет применять такой порядок на протяжении минимум пяти будущих лет, а сведения о применении такого порядка отражены в декларации контролирующего лица по НДФЛ.
Как прибыль КИК учитывается при расчете налогов
Как утверждает п. 2 ст. 25.15 НК, доходы подконтрольных фирм приравниваются к размеру дохода лица, под чьим контролем они находятся, и подлежат обязательному учету при расчете налоговой базы для плательщиков соответствующих налогов – НДФЛ и налога на прибыль юридического лица.
Но отображению подлежит лишь доля дохода в соответствии с находящейся под контролем российского резидента частью в уставном капитале:
- на момент принятия решения о распределении между учредителями доходов, в календарном году, следующим за периодом уплаты соответствующих налогов (НДФЛ или на прибыль организаций), в котором по закону страны регистрации КИК кончается финансовый год;
- или, если такое решение не принималось, на конец календарного года, следующего за окончанием периода уплаты соответствующих налогов, в котором по закону страны регистрации КИК кончается финансовый год.
Если размер прибыли иностранной фирмы исходя лишь из размера доли в уставном капитале контролирующего субъекта определить невозможно, прибыль КИК принимается в качестве дохода налогоплательщика-резидента, определяемого в качестве части дохода, на которую он может претендовать при распределении прибыли между другими учредителями/участниками КИК. Такая прибыль подлежит учету, если ее размер превышает 10 млн рублей.
Суммы, на которые уменьшается налоговая база
В соответствии со ст. 25.15 НК, ст. 309.1 НК, налогооблагаемая база КИК может быть уменьшена:
- на суммы выплаченных дивидендов, а также промежуточных дивидендов, выплаченных в году подачи финотчетности и следующего за ним года;
- на размер перераспределенной между участниками КИК без образования юрлица прибыли;
- на сумму расходов, уменьшающих размер резервов зарубежной фирмы;
- на сумму всех других расходов или сумму иных выбывших активов.
Если зарубежная фирма по каким-либо причинам не распределяет доходы между участниками и тем самым увеличивает активы КИК, указанные доходы не учитываются при налогообложении контролирующего субъекта.
Сумма налоговой базы может быть снижена за счет налоговых расходов, понесенных КИК по месту регистрации. Главное условие – наличие документальных доказательств таких расходов и распределенной прибыли.
Документальное подтверждение размеров прибыли КИК
Как уже сказано, прибыль российского налогоплательщика-резидента приравнивается к прибыли КИК. Сам резидент отчитывается о размере такой прибыли посредством подачи налоговой декларации. К ней, согласно п. 5 ст. 25.14 НК, должны быть приложены:
- документы финотчетности за период, отраженный в налоговой декларации;
- заключение аудитора о финотчетности, если такой аудит отчетности был проведен, в том числе, если он являлся обязательным;
- документы, подтверждающие и позволяющие определить сумму прибыли КИК, в том числе выписки с расчетных счетов, первичные документы о проведенных транзакциях.
Если предоставленные бумаги составлены на английском или ином иностранном языке, они подлежат заверенному переводу на русский. Все документы подаются за периоды предоставления налоговой отчетности, соответствующие периодам, установленным отечественным налоговым законодательством.
Случаи освобождения дохода КИК от налогов
На момент подготовки публикации (август 2019 года), в соответствии со ст. 25.13-1 НК РФ, закон предусматривает 9 оснований для освобождения дохода зарубежной фирмы под контролем резидентов РФ от налогов.
Право на такую налоговую льготу возникает в случаях выполнения одно из нижеописанных условий, в том числе, если:
- деятельность КИК не носит коммерческого характера;
- иностранное предприятие образовано и имеет прописку в одной из стран, входящих в ЕАЭС;
- реальная налоговая нагрузка на КИК составляет не менее 75% средневзвешенного размера российского налога на доходы организаций. Реальная ставка определяется по формуле
- КИК носит статус активной фирмы, являясь холдинговой или субхолдинговой коммерческой структурой;
- иностранная фирма является кредитной или страховой организацией, прошедшей лицензирование своей деятельности в соответствии с законом страны регистрации;
- иностранная фирма выпускает обращающиеся облигации или в ее пользу уступлены права по таким облигациям, выпущенным иной зарубежной фирмой;
- деятельность КИК связана с добычей полезных ископаемых по договорам на условиях риска;
- зарубежная фирма разрабатывает новое морское месторождение углеводородов или является учредителем компании, которая занимается такими разработками;
- КИК имеет статус международной холдинговой компании.
Налог на доходы с дивидендов, полученных от КИК: нужно ли платить
Действовавшие ранее нормы не давали четкого ответа на вопрос, облагаются ли налогом распределенные между участниками КИК доходы в виде дивидендов. По сути, возникала ситуация, когда владельцы долей в таких компаниях подвергались двойному налогообложению: изначально они учитывали доходы зарубежных компаний в своих декларациях, после чего повторно подвергались налогообложению распределенные после уплаты налогов доходы.
В связи с этим с февраля 2016 года в налоговое законодательство были внесены изменения.
Согласно введенному в действие п. 66 ст. 271 НК РФ, доходы резидента РФ, полученные в качестве распределения прибыли КИК, если прибыль такого предприятия была учтена в налоговых декларациях резидента, освобождается от НДФЛ.
Для этого плательщик налога представляет вместе с налоговой декларацией:
- копии квитанций или иных документов, подтверждающих уплату налогов с прибыли КИК, из которой и распределяются дивиденды;
- копии документов, подтверждающих факт выплаты дивидендов из дохода КИК.
Обращаем внимание, что от налогообложения освобождаются лишь те дивиденды, размер которых не превышает размер учтенных в налоговой декларации прибылей зарубежной подконтрольной фирмы.
Особенности налогообложения при ликвидации подконтрольной зарубежной компании
Активная фаза деофшоризации заставила владельцев подконтрольных иностранных предприятий задуматься над их ликвидацией с одновременным переводом капитала уже под отечественную юрисдикцию.
Ликвидация, как известно, связана с расчетом с кредиторами. Если по завершении всех ликвидационных процедур у предприятия остается имущество, оно передается в собственность его участников.
Учитывая ныне действующий переходной период, п. 60 ст. 217 НК освобождает такое имущество от налогообложения, но лишь при условии, что:
- налогоплательщик задекларировал такие доходы от ликвидации, указал характеристики и стоимость полученного имущества, представив соответствующие документы на дату получения имущества;
- ликвидация КИК завершилась до 01.03.2019. При этом если решение о ликвидации принято до 01.07.2018, но в силу объективных причин (например, судебных разбирательств) процедура ликвидации не закончится до 1 марта 2019 г., указанное условие считается выполненным.
Освобождение от подоходного налога распространяется не только на полученное имущество, как это было до февраля 2018 года, но и на доходы в денежной форме, а также на материальную выгоду, полученную от оборота ценных бумаг.
Как налоговые органы получают информацию о зарубежных фирмах
По общему правилу, ФНС должна получать информацию от самих резидентов РФ, уплачивающих налоги: как мы помним, на них возложена обязанность уведомлять налоговые органы о регистрации или покупки доли в коммерческой структуре, зарегистрированной за рубежом. Но даже если они игнорируют свою обязанность, ФНС имеет и другие инструменты получения такой информации, в том числе и от стран, где такие подконтрольные фирмы зарегистрированы:
- на основании соглашений об избегании двойного обложения налогами. На сегодня Россия подписала подобные соглашения с 83 странами мира;
- на основании Страсбургской конвенции о помощи по налоговым делам. Этот инструмент позволяет массовый обмен между странами информацией по налоговым делам. Первый такой обмен между РФ и рядом других стран запланирован на сентябрь 2018 года. Главный минус этой Конвенции – ряд офшорных стран (Панама, ОАЭ, Гонконг и др.) отказались от участия в ней.
Кроме того, информация о подконтрольных компаниях может всплыть при проведении налоговых проверок или оперативной деятельности правоохранительных органов. Если будут выявлены доказательства фактического контроля, налоговый резидент рискует быть привлеченным к ответственности.
Ответственность в случае несоблюдения закона
На случай, если налогоплательщик откажется исполнять требования налогового законодательства о КИК, в кодекс были введены ст. 129.5 и ст. 129.6 НК РФ. Согласно им, для ответственных контролирующих лиц была введена ответственность:
- за ненаправление в ФНС уведомления об участии в КИК или указание в таком уведомлении неправдивых сведений влечет наложение штрафа 50 тыс. рублей за каждую компанию, информация о которой не была представлена в срок;
- за ненаправление в ФНС уведомления о КИК или указание в нем неправдивых сведений – влечет наложение штрафа 100 тыс. рублей за каждую компанию, информация о которой не была представлена в срок;
- за неуплату налога или неполная его уплата резидентом РФ в силу неучета в качестве налоговой базы прибыли КИК влечет наложение штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налогового платежа, но не меньше 100 тыс. рублей.
Кроме того, не стоит забывать об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов для физлиц (ст. 198 УК) и организаций (ст. 199 УК). Однако, если речь идет об уклонении от уплаты налога на прибыль КИК за 2016-2017 годы, согласно п. 4 ст. 4 ФЗ № 376 от 24.12.2014, в случае возмещения бюджету убытков уголовная ответственность не наступает.
Заключение
Учитывая все сказанное, еще раз обратим внимание читателей на главные тезисы данной публикации:
-
- КИК – это иностранная компания, зарегистрированная, как правило, в оффшорных территориях и находящаяся под контролем юридического или физлица, обладающего российским налоговым резидентством;
-
- в связи с внесенными в законодательство изменениями такие резиденты обязаны уведомлять ФНС о наличии у них долей в зарубежных компаниях, а также о контроле над ними в части распределения их прибыли;
-
- такая прибыль признается в качестве налоговой базы – резиденты, контролирующие КИК, обязаны платить с их прибыли налоги;
-
- полученные после распределения такой прибыли дивиденды налогами уже не облагаются;
- если резидент, под контролем которого имеется зарубежная фирма, проигнорирует свою обязанность по уведомлению ФНС и уплате налогов, его ждет административная или даже уголовная ответственность.
Прибыль КИК подлежит налогообложению на территории РФ, при этом уплаченные налоги в иностранном государстве, будут учитываться при определении налоговых обязательств в России. Прибыль Контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения на территории РФ, если КИК является резидентом страны с которой у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения
Добрый день. В статье (пункт “Как налоговые органы получают информацию о зарубежных фирмах”) об этом сказано, читайте внимательнее.
Чиновники постоянно заняты тем, что придумывают проблему и потом решают её. Конечно, некоторые создают налогового резидента именно в России, потому что тут дешёвые налоги. Многие ради этого даже гражданство получают.
Здравствуйте. НДФЛ в России составляет 13%, но больше 50% составляют косвенные налоги.