Создание молодой семьи на документальном уровне знаменуется всегда двумя событиями – получением свидетельства о браке и сменой личного удостоверения личности, если произошла смена фамилии. На сегодняшний день замена паспорта после заключения брака не отягощена большим количеством формальностей и тягостных процедур, а знать некоторые нюансы этого процесса необходимо, чтобы не стать нарушителем закона.
Что предписывает закон
Согласно российским миграционным правилам, паспорт – это основной документ, который может удостоверить личность человека и предоставить о нем главные сведения. Вот почему информация в нем должна быть достоверной, а владелец обязан следить за истечением срока действия документа и вовремя производить обмен.
Причин, почему паспорт может подлежать замене на новый, может быть много:
- утеря документа;
- смена личных данных (в том числе и после вступления в брак);
- обнаружение ошибки;
- невозможность прочитать написанное;
- смена пола;
- смена внешности с помощью пластической хирургии;
- достижение возраста 20 и 45 лет.
Замена паспорта при смене фамилии после замужества процессуально выглядит точно так же, как и во всех остальных перечисленных выше случаях. Единственное отличие заключается в списке документов, которые придется подготовить для миграционной службы.
Как известно, брачующиеся получают право после заключения союза остаться каждый при своей фамилии, выбрать одну общую из имеющихся двух или присоединить фамилию супруга (супруги) к своей добрачной. При этом только в первом случае не предполагается выдача нового удостоверения личности, а во всех остальных придется обзавестись новым документом.
Срок замены
В процессе регистрации брака, если молодожены все же решили произвести некоторые изменения в своих личных данных, в паспортах ставится штамп, который обязывает их произвести его замену.
Ответственным за выдачу нового паспорта является Главное управление по вопросам миграции МВД (ГУВМ МВД – преемник ФМС). Что касается срока подачи документов, то здесь установлен строгий лимит – 30 дней с момента вступления в брак. Обратите внимание, что как только в ваш паспорт поставят штамп, обязывающий вас его заменить, документ утрачивает свою полную силу, и хотя пользоваться им вы сможете еще один месяц, многие операции, как, например, покупка авиабилетов вам уже будут недоступны. Почему? Да потому, что в день вылета, скорее всего, у вас либо будет удостоверение с истекшим сроком действия, либо новый документ, а потому вы даже не сможете пройти регистрацию на рейс.
Штраф за несвоевременную смену паспорта после замужества может довольно существенно ударить по карману. На сегодняшний день сумма достигает 3 тысяч рублей, а если говорить о Москве и Петербурге, то и 5 тысяч.
Избежать штрафных санкций можно только в двух ситуациях:
- Когда превышенный лимит не составляет больше одной недели.
- Если у нарушителя есть уважительная причина, подкрепленная документально.
Отвечая на вопрос, сколько можно не менять паспорт после замужества, можно посоветовать: заняться этим вопросом сразу после свадьбы.
Готовим документы
Как уже говорилось, подавать заявление на замену документа следует в миграционный орган.
Сделать это можно:
- по месту вашей прописки;
- за пределами вашего региона, там, где временно зарегистрированы;
- по месту фактического нахождения.
Иными словами, где бы вы ни находились, поводов у ГУВМ МВД для отказа вам просто нет.
Место подачи прошения повлияет только на срок изготовления нового документа:
- по месту прописки – 10 дней;
- в других регионах – 2 месяца.
Документы на замену паспорта после замужества нужны такие:
- Заявление по форме 1П (бланк можно взять здесь).
- Свидетельство о рождении заявителя.
- Паспорт, который необходимо обменять.
- Документ, свидетельствующий о заключении брачного союза.
- Фотографии.
- Другие документы, в которых необходимо будет поставить нужные отметки.
- Квитанция с уплаченной пошлиной.
Госпошлина при смене паспорта после замужества составляет 300 рублей.
На время изготовления нового документа можно попросить выдать временное удостоверение личности, для которого нужно будет принести только одну фотографию. Выдается такой документ только по требованию. Он, к сожалению, сильно ограничивает права и возможности своего владельца, но во всяком случае подтверждает, что вы – это вы.
Подробнее о временном ограничении личности можно почитать здесь.